Главная
Разделы
Справка
Форма входа:
Имя:
Пароль:
запомнить
Регистрация | Забыли пароль?

Уважаемые посетители, каждый из вас будет рад активному пополнению статей на нашем сайте, поэтому мы приглашаем Вас принять активное участие в проекте.

Возможность публикации статей, а так же их коментирования станут доступными после регистрации на нашем сайте.

Убедительная просьба при публикации материала созданного другими людьми указывать источник информации либо в контексте статьи либо в конце текста.

При возникновении вопросов предлагаем прочесть раздел "Справка".

С Уважением, администрация!

05.11.2009

Украинская писанка

Alender

Каждый народ стремится войти в мировую цивилизацию со своим национальным культурным достоянием. Для нас, украинцев, было бы очевидно достаточно, если бы мы представились лишь одним художественным произведением. Имею в виду наше традиционное писанкарство. Высочество его художественного завершения, богатство сюжетных композиций, неповторимость цветовых гамм - все это впитало в себя древнее и вечно молодое рукоделие, которое не уступает знаменитым китайским и японским живописным миниатюрам.

Традиция отделки обычных куриных яиц уходит в глубокую древность. К сожалению, недолговечность этих изделий не дала возможности следующим поколениям любоваться экспонатами праисторических времен. До наших дней дошел лишь один образец. По свидетельству специалистов, его изготовили еще в X веке. Итак, еще тысячу лет назад в Киеве работал ремесленный цех, который воспроизводил украинские писанки из глины, которые экспортировались в другие страны. Экспонат, хранящийся в киевском историческом музее, носит символично название - "Берегиня". Как мы знаем, в дохристианские времена наши предки верили в Великую Богиню - Берегиню или Макош. Этот символический образ - стилизованная женская фигура с поднятыми вверх руками - впоследствии перешел в сюжетное воспроизведение Матери Божьей.

Каждый регион имел свой специфический сюжетный стиль, свое неповторимое своеобразие в писанкарстве. Еще до середины нынешнего столетия почти во всех селах Украины накануне Пасхи девушки делали своим любимым обрядовые подарки - разрисованные естественными красителями яйца. Но с приходом на наши земли коммунистического режима давняя традиция подверглась шельмованию. Под предлогом пресловутой "антирелигиозной борьбы" воинствующие атеисты посягнули и на духовное искусство: тех, кто специализировался на изготовлении пасхальных яиц, не только позорили и штрафовали, но и привлекали к судебной ответственности. Затем на протяжении последних десятилетий с помощью силовых методов было "изъято из употребления" уникальное национальное рукоделие, которое частично сохранилось лишь в карпатском регионе.

Давняя традиция была, следовательно, потерянной. Запрещалось не только производить и реализовать писанки, но и изучать их историю. В немилость попали даже специализированные издания. Альбом "Украинские писанки", подготовленный в 1968 году Эрастом Биняшевским, до недавнего времени считался "националистическим писанием". Из многих музеев начали изымать экспонаты (нередко бывали случаи, когда чиновники от искусства давали негласные указания на их уничтожение).

Несколько десятилетий на основной территории Украины писанкарство находилось в запрете. Традиция, к счастью, сохранилась в диаспоре.

Впервые я познакомился с мастером этих шедевров несколько лет назад. Находясь в украинских семьях, мое внимание привлекло то, что почти в каждой комнате экспонировались писанки, изготовленные одними и теми же руками. Хозяева свидетельствовали: эти произведения принадлежат Софийке Зелик. Когда же выпала счастливая возможность побывать в Нью-Йорке - городе, где родилась и живет писанкарка, - то сразу встретился с семьей Зеликив. Их дом напоминал настоящий музей: стены украшали красочные полотенца и салфетки, вычурные изделия из бисера и рисованная керамика, а более всего - куда ни глянь - соседствовали любовно оформленные композиции с писанками. Каждая сюжетная экспозиция представляла все художественные регионы праматеринской Украины. Конечно, меня заинтересовало, откуда такое внимание и любовь к народному искусству у молодого человека, который родился по ту сторону океана и ни разу не бывал в Украине?

Национальное мировоззрение Софийки формировалось в семье, где весьма почитаются украинские обычаи и традиции. С детских лет ей привили любовь к вышивке и писанкарству бабушка и мама. Закончив десятилетку при украинской католической школе святого Юра, девушка продолжила изучать историю искусства в Нью-Йорском университете. Учеба в престижном учебном заведении помогло ей глубже осознать национальное искусство своих предков, которое не уступало мировым образцам. Следовательно Софийка прониклась идеей, что представлять Украину среди американского населения можно прежде всего творческой деятельностью, в частности изготовлением писанок и керамики. С того времени она полностью посвятила себя национальном рукоделию.

Несколько лет подряд Софийка Зелик вместе с мамой накануне пасхальных праздников устраивают традиционные выставки в украинском музее Нью-Йорка, где можно не только приобрести, но и увидеть, как рождается узор на холсте, познакомиться с праздничными атрибутами, в частности кулинарными пасхальными изделиями. Но наибольший интерес вызывает писанкарство: часами задерживаются рациональные американцы, чтобы наглядно увидеть, как рождается "украинское чудо" - цветной рисунок на обычном курином яйце. Я был свидетелем, когда представители различных этнических групп долго выстаивали очередь, чтобы попасть в музей живой экспозиции. Давняя украинская народная традиция заинтересовывает самые популярные средства массовой информации - радио, телевидение и прессу Соединенных Штатов, Канады, Японии и других стран.

Изделия Софийки Зелик постоянно экспонируются в украинском Институте Америки, что на фешенебельной 5-ой Авеню Нью-Йорка, музеи Метрополитена, многих магазинах и салонах. Каждый год она принимает участие в творческих фестивалях на восточном побережье Америки. Несколько лет назад, когда украинская диаспора отмечала тысячелетие христианства в Украине, и писанки экспонировались в одном из домов сената США и вызвали большой интерес среди сенаторов и конгрессменов, тогдашний президент Р. Рейган настолько увлекся изделиями, что согласился приобрести для себя несколько писанок…

И вот парадокс: в то время, когда изделиями Нью-Йорской мастерицы интересовались иностранцы, мы из-за жестокого коммунистического режима не только не видели их, но и не знали о самой писанкарке. Всего несколько лет назад, когда Украина начала освобождаться с колониальных пут тоталитарной империи, перед нами открылась духовная жизнь наших братьев и сестер из-за океана. 1991 сотрудники каневского музея им. Тараса Шевченко предложили Софийке устроить персональную выставку. Это было своеобразное событие не только в жизни мастера, но и музея: на протяжении всего сезона экспозиция вызвала большой интерес у многочисленных посетителей. Отныне она путешествует по всей Украине.

Для названия своего альбома Софийка Зелик взяла поэтические строка из стихотворения Иванны Савицкой "Пише писанки бабуня, пише мама, пишу я". В самом деле: родословная традиция Зеликив не прерывается, ведь кроме нее писанкарством занимаются две ее сестры - Марфа и Ксения; добрыми помощниками есть мама и папа, которые постоянно помогают дочери в ее нелегком, но благородном труде.

На вопрос, что побудило юную девушку отдавать предпочтение в урбанизированном обществе этому реликтовому искусству, Софийка Зелик ответила: "Я пишу писанки, чтобы продолжить традицию нашего древнего ремесла. Я считаю себя малой частью того изначального процесса, который позволил народным традициям существовать в течение долгой и бурной истории нашего народа, меня интересует не только искусство писанки, но и его духовный аспект - традиция символики и красок, поэтому я никогда не ввожу собственных и современных элементов в писанках или керамике, а лишь воспроизвожу традиционные, иногда тысячелетней давности, узоры и символы".

Внимательно присмотритесь к этим замечательным образцам, и вы увидите, что каждое произведение несет в себе глубокую, еще дохристианскую традицию народного рукоделия. Ценность Софийкиных писанок и в том, что она не сосредоточивается на каком-то одном регионе, а воспроизводит все этнографические зоны Украины. Смотришь на них и ловишь себя на мысли: если бы наш народ не создал ничего другого, кроме пасхальных яиц, то и этого было бы достаточно, чтобы занять почетное место в пантеоне цивилизованных наций. Прав был Тарас Шевченко, когда сравнивал красоту села с писанкой:

Село на нашій Україні-

Неначе писанка село...

С восстановлением нашей государственности мы должны возрождать и национальные символы и духовные обереги. Дальний свет Берегини должен напомнить всем нам, кто мы и чьих родителей дети. Этой цели собственно и посвятила свою жизнь Софийка Зелик. Поблагодарим ее!

Василий СКУРАТОВСКИЙ

КАК ПИСАТЬ ПИСАНКИ

Нужны материалы: чистое, белое куриное яйцо, кистка, воск, свеча, стеклянные баночки с широкими горлышками, краски, малая кисть, салфетки, карандаш, лак, резиновые перчатки и подставка под яйца.

Как начинать: выбрать чистое, белое гладкое яйцо без трещин и пятен. При необходимости можно вымыть яйцо водой и вытереть салфеткой. Затем выбрать узор и тупым карандашом геометрически разделить яйцо (Смотри иллюстрации ниже). Если хотите, можете карандашом нарисовать этот узор на белом яйце. Не нужно беспокоиться: если эти линии будут легкими, они исчезнут, когда писанка будет закончена.

1. Набрать малоге количество воска в головку кистки и подогреть над пламенем свечи.

2. Долгими и равными линиями покрыть горячим воском все части узора, которые должны остаться белыми. Воск охраняет скорлупу яйца от других красок. Пусть воск свободно и гладко плывет из головки кистки. Когда в кистке уже нет воска, надо снова его набрать, нагреть над пламенем и продолжать писать. Иногда не нужно набирать больше воска, а просто подогреть воск, который стал твердым в головке кистки.

3. Осторожно положить яйцо в ложку и опустить в баночку желтой краски. Яйцо должно остаться в краске течение 3-ех - 5-ти минут. Затем вынуть яйцо из краски и очень легко вытереть чистыми салфетками.

4. На желтой скорлупе покрыть воском все те части узора, которые должны остаться желтыми, и положить яйцо в оранжевый цвет. Так продолжать - покрывать узор воском и погружать в краски - от светлой до самой темной (от желтой до оранжевой, красной, коричневой и черной.

5. Если в узоре есть маленькие части, которые должны быть голубые или зеленые, надо малой кистью покрыть только те части данной краской, вытереть их салфеткой и покрыть те части узора воском. Целое яйцо нельзя класть в голубую или зеленую краску потому, что это помешает дальнейшему процессу. Например, после зеленой очень трудно получить желаемый оттенок красной краски.

6. После окончания всего процесса погрузить яйцо в самую темную краску, преимущественно черную. Вытащить и вытереть чистой салфеткой.

7. Держа писанку над свечой, растопить воск на малой части яйца и вытереть салфеткой. Так продолжать частям, пока на яйце не будет вообще воска и станут видны прекрасные цвета писанки.

8. 3аконченную писанку покрыть лаком и положить на подставку, чтобы она высохла. Подставкой может быть простая доска, через которую пробит гвоздь. Лак сохраняет цвета писанки и делает скорлупу яйца менее хрупкой.

Хотя эти указания могут показаться несколько сложными, искусство писания писанок в действительности простое дело. Каждая писанкарка должна экспериментировать и выработать свой собственный стиль писания писанки, найти самый удобный для себя способ держать кистку, писать воском, держать яйцо и т.д.. Сначала ваши восковые линии будут неуклюжими и неровными, но со временем они станут красивыми и гладкими. Это придет со временем и опытом. Однако, не забывайте, писанка это творение рук ваших и вашей души, а не какой-то совершенной машины. Наградой за все ваши усилия, за ваше терпение и настойчивость будет прекрасная, красочная, неповторимая украинская писанка.

СИМВОЛИКА ПИСАНОК

Искусство символики достигает своих вершин в украинской писанке. Ведь в любом изделии можно найти тройную символику: символику яйца, символику орнаментации и символику цвета.

Почему именно яйцо стало одним из важнейших элементов дохристианских верований нашего народа? А потому что яйцо - это символ рождения, то есть источник жизни. Именно сила яйца создавать новую жизнь привела к тому, что оно стало неотъемлемым элементом многих древних ритуалов. Желток яйца похожий на солнце, а, как известно, дайбожичи считали солнце наибольшей силой природы. Согласно одной легенде, птицы были любимыми созданиями бога солнца, потому что они единственные, которые могли приблизиться к нему. Люди не всегда имели возможность ловить птиц; однако они могли достать птичьи яички, которые считали магическими символами бога-солнца. Кроме того, из "мертвого" яйца якобы родился петух как избранник солнца, ведь по верованиям предков именно петух каждое утро вызывает солнце.

С принятием христианства яйцо было включено в пасхальные обряды новой веры. Вокруг яйца - то есть писанки и крашанки - сразу появились различные легенды, связанные с этим праздником. Например, наши предки пересказывали из рода в род о том, как Иисуса распяли на кресте и с его ран потекла кровь. Из каждой капли возникала красная крашанка. При кресте стояла Матерь Божья, которая молилась и горько плакала. Те красные пасхальные яйца, на которые падали ее слезы, превратились в роскошно украшенные писанки. Богородица собрала все крашенки и писанки в платок и пошла к Пилату просить разрешения, чтобы похоронить своего Сына. По дороге она дарила прохожим детям писанки и приказывала им жить в мире и согласии. Придя к Пилату, Матерь Божья лишилась чувств, а писанки из платка раскатились по всему миру. С того времени люди пишут писанки в пасхальное время и дарят их друг другу. Так в украинском фольклоре дохристианская традиция была приспособлена к потребностям новой веры.

Подобный процесс приспособления древних элементов дохристианской веры произошел с символами, которыми изначально украшали первые писанки. Они придавали яйцу благотворительной силы, которая по первоначальным верованиями обеспечивала щедрый урожай, благосостояние, счастливую судьбу. Эти изделия символизировали возрождение природы, и с ними праздновали большие праздники.

Христиане торжественно празднуют воскресение Иисуса Христа - символическое возрождение всего человечества. Как Пасху, так и весенние дайбожские ритуалы возвеличивают радостное освобождение после ледяной зимы. Сами элементы орнамента писанок не изменились. Символам просто дали новую интерпретацию.

Среди важнейших и старейших писанковых символов было солнце, а самым естественным его изображением есть круг с лучами, закрученными и простыми или отделанный точками. На писанках со всех районов Украины можно встретить восьмигранную звезду, которая также некогда символизировала солнце.

Повседневным писанковым мотивом является свастика, которая в народе получила различные названия "ломанный крест", "утиные шейки" и "крутороги". Она, как разновидность солнечного мотива, символизирует богатство, радость и хорошую судьбу. В давние времена писанки, украшенные символами солнца, имели особенно магическую силу. Они охраняли владельца от болезней, несчастья, злого глаза, оберегали не только отдельных людей, но и весь человеческий род от несчастья.

Согласно одной легенде где-то в темных безвестях живет злой дух, якобы Ирод, который прикован к скале двенадцатью цепями. Из тех безвестей он посылает своих слуг по всей земле, а когда они возвращаются, спрашивает: "Живут ли люди в согласии и мире?", "Уважают ли дети родителей?" Если не живут в мире и не уважают родителей, то злой дух радуется - ведь они его люди. "А пишут они писанки?" - Далее спрашивает дух. Если пишут, то он захлебывается от слез, а кузнецы его еще сильнее приковывают, и у него нет силы разорвать свои железные цепи. До тех пор, пока люди будут между собой жить в согласии, уважать родителей, придерживаться своих обычаев и писать писанки, до тех пор злой дух будет прикован к скале. Если люди перестанут это делать - он сорвется с цепей и в мире воцарится зло.

Писанкарки постоянно черпали вдохновение для своих узоров из мира природы, изображая цветы, деревья, овощи, листья и целые растения весьма стилизованный образом. Такие символы отображали обновления природы и жизни.

Самым популярным растительным орнаментом является цветущее растение в горшке или дерево, которое символизировало жизнь. Вишня, символ девичьей красоты, должна была приворожить любовь. На гуцульских писанках часто можно увидеть стилизованную ветку сосны - символ вечной жизни и юности. Существует поверье, что тот, кто умоете лицо священной водой, в которой были писанки, всегда будет молодым, здоровым и красивым. Виноградный мотив символизировал братство, доброжелательность и долговременную, верную любовь. Орнамент яблочек и слив должен был приносить мудрость и здоровье. Среди цветов изображенных на писанках были розы, барвинок, ландыши, подсолнечник, тюльпаны и гвоздики. Все они должны были помогать растениям созревать.

Хотя животные мотивы не так популярны на писанках как растительные, их все же встречаем, особенно на гуцульских изделиях. Эти символы имели двойное значение: предоставить их владельцам лучшие приметы животных, например, здоровье и силу, а также заверить долгую и плодотворную жизнь для животных. Такие животные как олени, бараны, лошади, рыбы и птицы рисовались абстрактно; иногда писанкарки воспроизводили лишь части животных - утиные шейки, заячьи уши, куриные лапки, воловьи глаза, бараньи рога, волчьи зубы, медвежьи лапы.

Довольно популярным мотивом был конь, который символизировал силу и выносливость, и олень, который представлял долгую жизнь и состоятельность. Птиц считали предвестниками весны, а поэтому их также изображали на писанках. Даже насекомые имели свое место в украинском писанковом искусстве. Например, паук это символ настойчивости, терпения и художественного промысла. Бабочка представляет радостное, беззаботное детство, переход души в вечную счастливую жизнь. Пчела, между тем, символизирует чистоту души.

Едва ли не самыми популярными символами и узорами на писанках являются геометрические. Писанкарка делила плоскость на яйце равными-линиями, создавая квадраты, треугольники и другие формы. Потом она заполняла эти плоскости другими символами. Очень интересным использованием геометрического мотива является писанка, которая называется "сорок клиньев" и состоит из сорока восьми треугольников. В старые времена каждый треугольник предназначался для исполнения одного желания. После прихода христианства сорок клиньев стали символом сорока дней поста, сорока мучеников, или сорока дней пребывания Иисуса в пустыне.

Среди других геометрических узоров есть лесенка (символ поисков лучшей жизни), решето (символ отделение добра от зла), корзина (символ материнства и знания), дорожка (символ вечности). Очень популярный мотив на писанках во всех районах Украины - конца. С ним связано интересное поверье. Безконечник на писанке не имеет ни начала, ни конца, поэтому зло, которое попадет в дом и эту ловушку, никогда больше не беспокоить владельца.

Существует целая серия дохристианских символов, интерпретация которых изменилась согласно новой веры. Точки, которые символизировали звезды небесные или кукушкины яйца (то есть символ весны), стали символом слез Матери Божьей, рыба - изначально символ здоровья - Иисуса Христа, крест, который прежде был созвучным четырем сторонам света, набрал христианское значение. Так произошло и с треугольником. Сначала он представил троицу - землю, небо и огонь, сейчас он является символом Бога отца, Бога сына и Богодуха святого.

Стоит упомянуть о еще одином древнем символе, который использовался на украинских писанках. Это богиня Берегиня - символ жизни и плодородия, матери всего живого и существующего. Она изображена как женщина во весь рост с поднятыми вверх руками.

Символика на писанках касается не только их орнамента, а также и цвета. Каждый район Украины имел свое характерно сочетание красок. Древнейшие писанки имели лишь два цвета; однако наши предки считали, что чем больше красок на писанке, тем она магичнее и приворожит им лучшую судьбу.

По материалам альбома семьи Зеликов:

"Пише писанки бабуня, пише мама, пишу я"



Коментарии

Коментарии отсутствуют

Оставить коментарий

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.