Главная
Разделы
Справка
Форма входа:
Имя:
Пароль:
запомнить
Регистрация | Забыли пароль?

Уважаемые посетители, каждый из вас будет рад активному пополнению статей на нашем сайте, поэтому мы приглашаем Вас принять активное участие в проекте.

Возможность публикации статей, а так же их коментирования станут доступными после регистрации на нашем сайте.

Убедительная просьба при публикации материала созданного другими людьми указывать источник информации либо в контексте статьи либо в конце текста.

При возникновении вопросов предлагаем прочесть раздел "Справка".

С Уважением, администрация!

28.08.2011

Изготовление войлока , Ткачество.

artv4

1.Войлок

Войлок изготавливали в основном из овечьей шерсти. Благодаря верхнему чешуйчатому слою (кутикуле) шерстяные волокна под воздействием горячей воды и пара способны сцепляться друг с другом, на чем и основан принцип войлоковаляния. Поскольку шерсть дикой овцы не имела кутикулы, первые войлоки могли появиться не раньше, чем была одомашнена овца. Поэтому начало истории войлока исследователи относят к 5-6 тыс. до н.э., когда были одомашнены также лошадь и собака, помогавшие пасти большие отары. Именно с этого времени войлоковаляние стало одним из основных занятий в хозяйственной деятельности многих народов.

Самой ранней формой материи является нетканый текстиль, к которому можно отнести войлоки. Технология их производства была достаточно проста: шерсть укладывали слоями, при этом один из них включал орнаментальные композиции ковра, а другой слой служил его фоном. Затем шерсть смачивали мыльной горячей водой (мыло домашнего изготовления мелко крошили и растворяли в воде) и похлопывали ладонью, стараясь не сдвигать пласты. Такой процесс, называвшийся первичной валкой, являлся самым важным. Затем шерстяную массу завертывали в виде рулона и фиксировали веревкой. Очень важно, чтобы горячий водный раствор пропитывал все пласты равномерно, поэтому следовало не затягивать веревку слишком туго. При валянии сначала обливали шерстяную массу горячей мыльной водой, а под конец холодной.

При использовании природных красителей народные мастера добивались разнообразной палитры. Так, зелёный цвет получали из листьев ореха, шелковицы и крапивы; коричневый — из отвара ореховой скорлупы, а серый- из зрелой фасоли; розовый цвет шерсти придавали цветки дикого мака и веточки синей сливы, а желтый — луковая шелуха. Позднее путем последовательного окрашивания или смешивания красителей удалось добиться новых цветовых сочетаний.

Для закрепления и фиксирования красителей использовали сок кислой (квашеной) капусты, дубовый пепел, ржавые гвозди, медный купорос.

А сейчас собственно технология:

Войлок. Для этого шерсть укладывали слоями на циновку, ткань.Затем шерсть смачивали мыльной горячей водой (мыло домашнего изготовления мелко крошили и растворяли в воде) и похлопывали ладонью, такой процесс, называвшийся первичной валкой, являлся самым важным. Затем шерстяную массу завертывали в виде рулона и фиксировали веревкой. Очень важно, чтобы горячий водный раствор пропитывал все пласты равномерно, поэтому следовало не затягивать веревку слишком туго. При валянии сначала обливали шерстяную массу горячей мыльной водой, а под конец холодной.Потом Войлочный валик зашивали в кожу или в прочную тканью привязывали к гужевому скоту, который протаскивал около 2км.

Войлок - один из сакральных элементов юрты. Описывая жилище бурята, монгола, нельзя не остановиться на этом изделии более подробно. Войлок - изобретение кочевников, вошедшее в общемировую культуру. Валяние войлока - способ приготовления шерстяного материала у кочевников евразийских степей, горных скотоводов Тибета, Памира, Кавказа, Карпат, Балкан, Ирана, Афганистана. Древнейшие, сохранившиеся до наших дней изделия из войлока - ковры и чепраки из Пазырыкских курганов Горного Алтая (скифы У1-У вв. до н.э.), из курганов Ноин-Улы (Монголия, гунны П-1 в. до н.э.).

Основным сырьем служит овечья шерсть с небольшим добавлением ягнячьей, козьей, верблюжьей шерсти, конский волос и волос, выпадающий при линьке крупного рогатого скота. Больше всего ценится войлок из овечьей шерсти осеннего настрига, менее - из летнего. У бурят, проживающих в холодных климатических условиях Сибири, овец стригли один раз летом.

Виды изделий: все виды покрытия для юрты, одежда (стельки, прокладки для подметок, чулки-вкладыши в кожаный сапог), войлочные ковры, матрасы, детали вьючного седла верблюда, потник под верховое седло, чепрак и попона для коня, большие войлочные сумки для перевозки грузов.

У кочевников июнь - пора стрижки овец и обработки шерсти. Настоящий праздник труда представляли процессы, связанные с катанием войлока, участниками которого были в основном женщины. Перед тем как приступить к работе, полагалось дать «угощение» шерсти, идущей на изготовление войлока. Ее кропили молоком - «сагаалуулха», что означало очищение её от всяческой скверны. Овечьей шерсти приписывались магические свойства, поэтому верили, что войлок не всегда скатывается, если какой-то элемент ритуала не соблюден. В частности, при катании войлочной подстилки четыре угла его «разваливаются», не поддаются катанию в том случае, если к нему притронулась женщина, у которой нет «гармонии с шерстью».

Считалось, что в войлоке заключается нечто сверхъестественное (hэеы ехэ юм). В ряде сакральных ситуаций использовался только белый войлок без примесей других оттенков: халха-монголы, казахи поднимали на белом войлоке вновь избранного хана, ханские юрты покрывались только белоснежным войлоком. Для придания особой белизны шерсть выдерживали в специальном растворе.

2. Технология изготовления войлока у бурят

Обобщение имеющихся сведений по бурятскому войлочному производству позволяет восстановить его технологию. Сырьем для создания войлока обычно служила овечья шерсть, но в некоторых случаях использовалась конская, коровья и верблюжья.

Стрижка овец производилась дважды в год (весной и осенью). Перед началом работы присутствующие, как правило, женщины, произносили благопожелания-“юроолы”, по народным представлениям магически воздействующие на успешность стрижки. Затем, повалив овцу на бок, связывали ей волосяной веревкой ноги. После этого, вооружившись железными ножницами, стригли ее, оставляя короткий волосяной покров на шкуре и не трогая шерсти на голове и чулках ног. Первоначально снимали шерсть с шеи, дальше переходили на туловище. По ходу стрижки бурятки стремились получить руно с однородным волосом, правда, далеко не всегда это удавалось. Состриженную шерсть предварительно очищали от грязи, тщательно промывая ее в какой-нибудь емкости с подогретой водой. Далее ее высушивали на солнце, разложив по отдельности клочки шерсти на куске ткани или на старой шкуре. Впоследствии шерсть сортировали по цвету и качеству, раскладывая ее для хранения в кожаные мешки или , в берестяные коробки. Как указывает Л.Л. Линховоин, с каждой овцы снимали в среднем до 1 кг шерсти5. А учитывая то обстоятельство, что на создание войлочного покрытия юрты в зависимости от ее размеров требовалась шерсть, состриженная не менее, чем со 150–200 голов овец, можно представить объемы выполняемых при этом работ и время, необходимое для накопления такого количества сырья.

Процедура изготовления войлока условно делилась на несколько этапов. Хозяйка, подготовившая достаточный запас шерсти, приглашала других женщин улуса к себе, приурочивая это ко времени, когда устанавливалась жаркая летняя погода. Предварительно просушив имеющуюся шерсть бурятки приступали к взбиванию ее. В качестве необходимого орудия хозяева загодя выстругивали из ивы гибкие палки (hабаа) длиной примерно 125 см. Каждой из добровольных помощниц вручали пару таких палок. До начала работы на земле растягивали шкуры крупного рогатого скота, закрепляя их деревянными колышками. Сев группами на корточки вокруг шкур с разложенной на них шерстью женщины ритмично ударяли палками по шерсти пока она не распушится. Нередко по ходу взбивания шерсти они хором исполняли песни, под ритм которых спорилась работа. После многократного взбивания шерсть свивали в жгуты и откладывали в сторону. Закончив этот этап обработки сырья, переходили к раскладке шерсти, для чего относили к речке собранные жгуты и распускали их на заранее расстеленную коровью шкуру или старый войлок. Шерсть равномерно укладывали, исходя из размеров будущего войлока (чаще всего войлок делали шириной около двух метров, толщиной – 1–3 см. После раскладки шерсть обрызгивали водой, чтобы было легче накрутить ее на гладко обструганное бревнышко (гол) толщиной до 20 см и длиной 2,5–3 метра. Накручивание шерсти осуществляли мужчины, ибо требовались значительные физические усилия для того, чтобы свернуть ее в рулон. Готовый рулон обматывали кожей и обвязывали волосяными веревками. На выступающие концы бревна надевали катки с крючьями, к которым привязывали арканы, свитые из конских волос. Эти арканы другим концом закрепляли на седле лошади или на хомуте, надетом на шею лошади. Основная фаза работы наступала, когда приступали к катанию войлока. Выбрав ровный участок земли протяженностью порядка одного километра хозяин лошади погонял ее неспешной рысцой по выбранному маршруту пока не скатается войлок. Со слов информаторов, катание одного войлока длилось около часа. Готовый войлок раскручивали и мужчины, сев на колени, разминали и подравнивали его края. Наконец, по окончании предыдущей операции они расстилали войлок на решетчатой стенке юрты, уложенной на земле и хорошенько просушивали. Вся работа по производству войлока занимала, как правило, не больше одного дня.

Выше автором приводится описание способа коллективного изготовления бурятами больших войлоков. Между тем, были известны у бурят способы катания небольших войлоков, выполняемые одной женщиной. Например, у кабанских бурят с. Ранжурово до недавнего времени применялся следующий способ. Заготовленную шерсть хозяйки первоначально просушивали на солнце, разложив ее клочками на клеенке, а в прежние времена на шкуре коровы или коня. Далее подсохшую шерсть собирали вместе и попеременно ударяя палками «hабаа» взбивали ее. Завершало работу катание войлока. Для этого на земле укладывали в ряд несколько широких досок, а лучше готовый деревянный щит, на который переносили шкуру или старый войлок со взбитой шерстью. Шерсть перед катанием смачивали водой, а затем присев на колени с помощью обычной скалки спрессовывали шерсть, надавливая на скалку по ходу движения вперед-назад. После такого рода катания края войлока подравнивали руками. Данный способ применялся при производстве однослойного войлока.

Свалять войлок можно в домашних условиях (мокрое или сухое валяние) или в промышленных (иглопробивной способ). Промышленный способ изготовления войлока позволяет использовать искусственное волокно. Сам процесс валяния основан на спутывании шерстяных волокон между собой. При изготовлении войлока в домашних условиях используется техника мокрого или сухого валяния. Для мокрого валяния Вам понадобится теплая вода и мыло. Шерсть необходимо намочить и немного намылить, а далее тереть, тереть и еще раз тереть в разных направлениях тем самым спутывая волокна шерсти между собой, до тех пор, пока не получится плотное сваленное полотно. Если Вы решили попробовать сухое валяние, оно же фельцивание, то Вам потребуются специальные иголки. При втыкании иголки, насечки на ее конце, цепляют шерсть и переносят глубже в изделие, именно этим достигается спутывание волокон шерсти. Иголки бывают разной толщины и используются они от самой толстой к самой тоненькой. Когда Вы только начали изготавливать изделие, возьмите самую толстую иглу, когда игла будет плохо входить в изделие, поменяйте ее на более тонкую и так далее. В промышленном производстве войлока используются практически такие же иголки, только в большем количестве и весь процесс валяния автоматизирован.

3.Нити из шерсти

Нить. изготовление ниток из шерсти является очень трудоемким процессом. Первичная обработка шерсти состоит из ряда технологических операций. Первая операция это — мойка шерсти. Сначала руно замачивают в воде, оставляя на несколько дней в пруду или большом деревянном лохане, затем промывают в холодной речной воде. Для лучшего очищения от грязи, шерсть топчут ногами и бьют палками-колотушками. Иногда шерсть промывают в зольной воде. Помытую шерсть сушат на солнце в развешанном виде или расстилая на палатах. Сухая шерсть подвергается дальнейшей обработке. Очищается от прилипших растительных семян, отбирается по цвету. Затем при помощи лукообразного инструмента (рис. 1) разрыхляют клочки спутанной шерсти, для этого струну этого инструмента погружают в шерсть и, ударяя по ней палочкой, приводят ее в колебательное движение, способствующее разрыхлению шерсти и выпадению из нее посторонних примесей. В зависимости от назначения вымытая сухая шерсть белого цвета подвергалась отбеливанию. Для этого специальную белую глину, измельченную на ручной мельнице, перемешивали с водой и в полученный раствор окунали шерсть. Известен и другой способ, когда предварительно обожженный и измельченный до порошкообразного состояния минерал — шелковистый гипс растворяют с кислым молоком и в эту смесь погружают шерстяную пряжу для отбеливания. Следующая операция заключается в расчесывании шерсти. Для расчесывания шерсти пользуются деревянным треугольной формы инструментом, на верхний острый угол которого насажен металлический наконечник с двумя рядами острых стальных зубьев. рис. 2… Сидя на полу, одновременно оперируя двумя руками, распускать пучок за пучком вычесываеть шерстяные волокна. В процессе двух, иногда и трехразового вычесывания длинные шерстяные волокна располагаются параллельно друг к другу, а некачественные короткие и спутанные волокна в виде отходов остаются между зубьями гребня. Первые идут на изготовление высококачественной пряжи, а вторые используются при производстве войлока. Расчесанная шерсть путем прядения превращается в длинные и прочные нити — пряжу. Технологический процесс прядения осуществляется при помощи ручного веретена, которое со II-тысячелетия до н. э. остается в неизменном виде. рис. 3…

Инструмент для разрыхления шерсти.

Рис. 1. Инструмент для разрыхления шерсти.

Рис. 2. Гребень для расчесывания шерсти.

Рис. 3. Веретено

При помощи этого древнего и незамысловатого инструмента, прядут пряжу. Из пучка шерсти пальцами одной руки вытягивает часть волокон, которая скручиваясь и утончаясь, виток за витком, наматывалась на вращающееся другой рукой веретено. Кроме веретена существовали два вида прялок. На одной из них прядут пряжу преимущественно для сукноткачества. Эта деревянная вертикальная стойка с горизонтальной вставкой в верхней части, укрепленная на каменной подставке. рис. 4. Более усовершенствованная и производительная ручная прялка со сравнительно сложным устройством наиболее широко применяется для к пряжи. Принцип ее работы основан на вращательном движении колеса диаметром 50 см. Правой рукой приводилось во вращательное движение колесо, одновременно левой регулировалось формирование пряжи на веретене. рис. 5…

Рис. 4. Ручная прялка.

При производстве ворсовых изделий в зависимости от назначения шерстяная пряжа делится на три вида: основная, узорообразующая и уточная. Скручиванием нескольких нитей пряжи получают пряжу для основы, обладающую достаточной прочностью. Уточная пряжа бывает слабой крутки, потоньше и менее крепкой чем пряжа основы. Узорообразующая пряжа от двух первых отличается более рыхлой, толстой и пушистой нитью. Для безворсовых изделий пряжа для основы и утка бывает более однородной, но тоже достаточно крепкой крутки.

В ручном производстве около 50% трудовых затрат приходилось на трудоемкие вспомогательные процессы подготовки пряжи, наиболее трудоемкие из них — расчесывание и прядение шерсти. За день, работая (с утра до вечера, мастерица может расчесать только 1 кг шерсти. На ручное прядение из этой шерсти пряжи уходит еще больше времени.

Важным звеном технологической цепи подготовки сырья является процесс окрашивания пряжи, требующий от человека большой затраты труда и времени. Индивидуальные знания о красящих свойствах многих материалов, умения и навыки их обработки, накопленные в результате собственных опытов в совокупности с полученными по наследству от предыдущих поколений сведениями о красках, позволяет людям получать из подручного сырья красители различных тонов и оттенков.

Как известно, все компоненты, необходимые для окраски пряжи, мастерицы получают сами из местных природных материалов известными им традиционными способами. Например, поташ для кубовых красителей получают из золы растений произрастающих на солончаковых почвах. В качестве протравы часто используют фруктовые кислоты. Высококачественные красители самых разнообразных цветов, обладающие достаточной прочностью и стойкостью к воздействиям различных внешних факторов, мастерицы в основном получают из листьев, коры, плодов и корней травянистых растений и плодовых деревьев. Из листьев тутового дерева, грецкого ореха, яблони, айвы, из коры граната, дикой сливы получают краску от самого бледного до самого интенсивного коричневого цвета. Желтый цвет получают из цветов седого клевера, а из растения — карачуп получают черную краску. Зеленый цвет получают погружением пряжи окрашенной в желтый цвет в раствор индиго (синий). Красный цвет получают из корней растения, известного под названием марена. В зависимости от способа обработки и времени сбора отвар марены окрашивает пряжу в различные оттенки красного цвета от светло-розового до бордового. Притом разные части корня дают разную окраску. Сердцевина дает ярко-красный, ядро — красный; заболонь с корой — коричневый. Другим известным растением для получения красителя желтого цвета является шафран. Для окраски шерстяной пряжи в различные оттенки синего цвета применяют кубовый краситель — индиго. С конца XIX — начала XX вв. в ковроделии начали использовать и яркие и маркие анилиновые красители.

Следующим необходимым в производстве видом сырья является хлопок. В современных коврах часто нити для основы и утка вырабатываются из хлопка. Хлопчатобумажная пряжа по сравнению с шерстяной имеет ряд преимуществ. Она легче обрабатывается, облегчает процесс ткачества, не боится моли и позволяет ткать изделия высокой плотности. В старину во многих странах возделывали коноплю, из которой и из ее пряжи ткали мешковину и простые паласы больших размеров. Во многих селах занимались изготовлением конопляных тканей для удовлетворения домашних потребностей и частично для продажи. Стебли конопли собирали осенью еще в зеленом виде и связывали в снопы, высушивали в копнах на поле или под навесами дома. Затем подбирали стебли одинаковой длины и связывали в лучки. Пучки эти замачивали в водоемах в течение 12—18 дней. Затем, предварительно высушив, пучки конопли укладывались на каменные или деревянные подставки и частыми ударами по ним колотушками отделяли лубяное волокно от древесины стеблей. Полученное волокно трепали, мяли и гребнем из толстых куриных перьев вычесывали. Пряли так же и как шерсть, вытягивая и скручивая в нити необходимой толщины при помощи веретена и прялки. В зависимости от назначения конопляную пряжу подвергали специальной обработке, крахмалению и отбеливанию. Пряжа из конопли отличалась особой прочностью и шла на изготовление многих материалов первой необходимости.

Так с нитками разобрались, сейчас непосредственно ткацкий станок. Лучше горизонтальный, так как он более продуктивен и технологичен, но сложнее в изготовлении.: Процесс его работы заключается в следующем:

Наглядная схема:

Нити основы, сматываясь с пряжного навоя 1 огибают скало 2 и ценовые палочки 3, которые служат для их упорядочения (сохраняют деление на пары и очередность, заданную при сновании). Затем нити основы проходят через глазки ремизок 4, при помощи которых они делятся на два слоя; образующийся при этом промежуток называется ткацким зевом. В него пробрасывается челнок 9 с уточной нитью 10. К опушке ткани 11 уточная нить прибивается бердом 6, установленным в батане 7. Поэтому после прохождения через глазки ремизок все нити основы в той же очередности должны быть Принцип работы ткацкого станкапробраны в промежутки между зубьями берда. Перемещение ремизок в вертикальной плоскости для образования зева осуществляется при помощи подножек 8, что возможно лишь при подвижной подвязи ремизок на блочках 5.

Каждый раз, когда ремизки, перемещаясь, образуют ткацкий зев, в него пробрасывается челноком уточная нить. После этого бердо, двигаясь на батане вперед, прибивает уточную нить к опушке ткани. Затем ремизки меняют свое положение и процесс прокладки и прибивки утка повторяется.



Коментарии

Коментарии отсутствуют

Оставить коментарий

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.